Традиционная православная кухня

Традиционная православная кухня

Традиционная православная кухня славится богатым
разнообразием рецептов, которые были придуманы как мирянами, так и монахами.
Секреты традиционной православной кухни не забыты, они передаются из поколения
в поколение, не утратив популярности и поныне. Некоторые из них пришли к нам из
Греции, Византии.

Православные праздники посвящены событиям Нового Завета и
памяти святых, они играли важную роль в жизни прошлых поколений. Особо важное
значение люди придавали праздничным обедам, которые было принято называть
«трапезами». После праздничных церковных служб люди собирались за
дружным столом, звали гостей. И конечно же, старались, чтобы предложенные яства
были вкусными и разнообразными.

Традиционная православная кухня

Православные праздники

Каждый праздник предполагал определенный набор блюд. В день
святых апостолов Петра и Павла готовили кушанья из рыбы и морепродуктов, на
масленицу каждая хозяйка старалась испечь блины. И в каждом доме были свои
уникальные рецепты, переходящие от отцов к детям.

К праздникам готовились задолго, тщательно подбирая меню.
После строгого поста, когда разрешены преимущественно овощи, фрукты и крупы,
старались накрыть стол богато, с обилием мясных блюд. Как правило, готовили
заливного или фаршированного поросёнка, жарили свиные окорока или птицу.
Популярными были домашние копчения, студень, наваристые бульоны из дичи с
потрохами, пироги с разнообразными начинками: мясом, крупами, зеленью, яйцом и
т.д. Варили всевозможные каши, лапшу с добавлением вареного или жареного мяса.

Традиционная православная кухня

С особым усердием подходили к выбору праздничных напитков.
Их обычно готовили в домашних условиях. Это и домашнее пенное пиво, брага,
морсы, всевозможные наливки, настойки, вина.

Любили в старину готовить также сладости: пряники, булочки с
разными начинками (мед, фрукты, мак и прочее). Зажиточные люди готовили сразу
40 разных блюд на Рождество (столько дней в посту). Праздничные столы старались
украсить нарядно, торжественно, чтобы и самим было приятно посмотреть и гостям
радость доставить.

В кулинарных книгах XIX века перечислены такие популярные
праздничные блюда той поры: форшмак, ветчина, мясо заливное, мясное желе, баба
заварная, жареные поросята, польская мазурка (пирог или печенье), жареные или
варёные телячьи ноги, пасхальный «барашек» из масла, рулеты и паштеты
из разного вида мяса, изделия на основе творога (запеканки, пудинги) и многое
другое. К церковным праздникам пекли изделия из теста в виде животных, украшали
их символикой (крестики, птицы, животные).

В жаркое время года готовили разнообразные супы, окрошки из
зелени и овощей.

Пасха

Традиционная православная кухня

На Пасху в обязательном порядке готовили кулич, пасху,
крашенки. Горячее и рыбные блюда не подавали в этот день. В наши дни эта
традиция не соблюдается. В период поста пользовались спросом пироги с такими
начинками как мак, горох, репа, мед, яблоки, рыбные молоки. Ели рыбную икру,
заправляя ее перцем и луком.

Но не только на столах православных мирян была представлена
православная кухня, она получила свое развитие и в монастырях, где культура
питания всегда была на высоком уровне. Это, прежде всего, аскетика, господство
духа над телом, самоограничение. Многие люди, побывав в монастырских трапезных,
отмечают, что вкус предложенных блюд был просто восхитительным, несмотря на
простоту и незатейливость рецептов. Монастырские блюда именовались
«варивами». В русских монастырях особенно популярными были щи.
Заправляли щи смесью из муки, воды и постного масла. Готовили также тавранчуг
(первое блюдо на основе репы), уху, которая называлась «ушное».
Пользовались спросом различные каши, овощные соленья, фрукты. В праздничные дни
в монастырях подавали явства на основе рыбы.

Монастыри всегда считались центрами не только религиозной,
но и хозяйственной жизни. Там проводилась селекционная работа, выращивали новые
виды овощей и фруктов, изобретали способы консервации разных видов продуктов.
Монастырская кухня всегда была интересна для многих. По замечанию многих
монастырских поваров, главное условие приготовления вкусной и полезной еды —
это готовить с любовью, доброжелательным отношением к людям, которые будут ее
кушать.

Добавить комментарий